Воскресенье, 19.05.2024, 18:12
лучшее снаряжение           В Е З Д Е Х О Д                  доступные цены            (066) 323 76 57   (044) 221 60 32
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Охотничьи духовые инструменты [4]
Очерки, статьи, музейные материалы и фотографии о истории и происхождении духовых инструментов изначально предназначенных для охоты.
История псовой охоты [4]
Материалы о возникновении, развитии и настоящем псовой охоты.
Виды духовых инструментов [6]
Описания видов и применения доховых инструментов
Виды и способы проведения псовых охот [1]
Виды и способы проведения псовых охот в разных странах мира.
Дрессировка и обучение собак [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ОХОТА » Охотничьи духовые инструменты

Истоки русского Рожка

В рожке, гудящем на просторе, 
И в дудочке из камыша
Поет о радости и горе
Народа светлая душа!

Рожок – исконно русское явление. Этот нехитрый инструмент занял почетное место в богатом и разнообразном инструментарии русского народа. 
В.И. Даль в своем "Толковом словаре живого великорусского языка" приводит два синонима – определения "музыкального орудия", именуемого пастушьим рожком: он же русский (чем подчеркивается происхождение инструмента), и песенный (указывается на самую характерную его черту – связь с народной пес
ней).


Рожечное искусство изначально формировалось в тесном взаимодействии с искусством песенным. И если протяжная многоголосая песня окончательно сложилась к 16 -17 веку, то и пастуший рожок как инструмент музыкальный получил распространение, очевидно, не ранее конца 17 века и не позднее 20-30 годов 18 века. 
В письменных источниках нет упоминаний о нем вплоть до второй половины 18 века. Между тем в летописях и других произведениях древнерусской литературы, деловых документах, записках посещавших Русь иностранцев довольно многочисленны сообщения о различных бывших в ходу музыкальных инструментах – трубах, рогах, жалейке, дудке и т.д. 
Люди еще в глубокой древности научились использовать для извлечения звуков пустотелые рога убиваемых на охоте животных, и подобные музыкальные инструменты были широко распространены во всем мире. У русских особенно часто использовали турьи рога. Они не имели боковых отверстий и издавали лишь натуральные звуки – мощные и громкие. 
Рога и трубы были неотъемлемой принадлежностью военного и дворцового обихода. Использовались они для пастушьего дела для подачи сигналов и иНа фоне рекисполнения несложных наигрышей, построенных на натуральном звукоряде.

Со временем, когда туры повывелись, инструменты стали делать из естественных рогов других животных – козлиных, коровьих, затем имитировать из дерева. Да и не нужны были пастухам, людям мирной профессии, рога столь же громогласные и большие, как военные. И название за ними укрепилось уменьшительное от рог – рожок. 
Пастуший рожок – принадлежность сугубо мирной жизни. Можно сказать, что пастух, играющий на рожке, - это символ мира и покоя в сознании русских людей, издревле занимающихся земледелием и оседлым скотоводством. 
В традиционном значении сигнально инструмента пастуха, собирающего стадо на утренней зорьке, упоминает рожок А.С. Пушкина в "Евгении Онегине".

Рожечники не пригорке
Но вот уж лунного луча 
Сияние гаснет. Там долина
Сквозь пар яснеет. Там поток
Засеребрился; там рожок 
Пастуший будит селянина.


Постепенно рожки превращаются из сигнальных инструментов в музыкальные. Овладение этим инструментом требовало большой затраты сил времени, то есть необходимого досуга, что было доступнее всего пастухам. Не случайно именно в среде пастухов сосредоточились высшие достижения инструментального народного искусства, зародилось творческое и исполнительское мастерство рожечников. 
На рожке появляются голосовые отверстия, при игре закрываемые или открываемые пальцами рук, что дало возможность извлекать звуки разной высоты. Пастухи славились не только сольной игрой на рожках, но издавна были "штатными музыкантами" своего села или древни, обслуживающими досуг крестьян: под звуки их инструментов пели, плясали, водили хороводы на открытом воздухе. Хорошо знакомые с искусством распева, пастухи нередко выступали в качестве певцов и, опираясь не только на материал сигнальных зовов, но и на народное песенное творчество создавали свои наигрыши и совершенствовали мастерство вариационной разработки музыкальных тем. Рожечники около ДК
В второй половине 19века, так же не волне возросшего интереса к русской народной песне, большую популярность приобретают артели рожечников – "хоры". 
В 80 – х годах 19 века возник непревзойденный по искусству разработки тем и импровизации хор рожечников из Владимирской области, руководимый Николаем Васильевичем Кондратьевым и просуществовавший около 40 лет. 
Этот ансамбль продемонстрировал русское народное инструментальное искусство во всем блеске. И подготовлен был столь убедительный, шумный успех владимирских рожечников всем предшествующим опытом многих поколений.
В 30 годы 20 века пастушеская рожечная игра стала терять популярность и былую славу. Но наследие русских рожечников живет и поныне. В России работают и творят несколько самобытных фольклорных коллективов, культивирующих игру на рожках. Им присуще тонкое и бережное отношение к народному подлиннику, мастерство ансамблевой игры, красивый истинно рожечный звук. 
Материал создан на основе книги "Русские рожечники" – Москва, Советский композитор, 1990 год
.


Настоящее и будущее русского Рожка
Русские народные духовные инструменты живут, действуют, развиваются. Жива одна из самых ярких и интересных музыкальных традиций нашего народа – рожечное искусство. И как все ценное, что рождено талантом народа, оно нуждается в поддержке государства, общества, активной пропаганде лучших его образцов средствами массовой информации. 
Именно с целью сохранения культурного наследия, традиций, и популяризации народного творчества в городе Нерехта, Костромской области вот уже не первый год будет проводиться межрегиональный фестиваль рожечной музыки "Русский рожок". 
Традиционно организаторы приглашают к участию всех, кто увлекается народным творчеством, фольклором и исконными традициями своего народа. В прошлом году участниками и гостями фестиваля стали:Полный состав Рожечников
• народный ансамбль "Веретенце" г. Москва, руководитель Борис Ефремов; 
• фольклорный ансамбль Владимирского областного центра народных традиций владимирского ополья "Владимирские рожечники";
• ансамбль "Радоница" г. Владимир.
• ансамбль "Русичи" г. Москва, художественный руководитель Виталий Галицкий. 
• ансамбль "Миряне", руководитель Светлана Беляеева. 
Представители различных регионов доказали, что народное искусство живет и русский человек бережно хранит все чистое и прекрасное. Самобытные, зачастую уникальные вещи участники фестиваля исполняли с искренностью и теплотой. 
Это отметили все гости фестиваля, среди которых были и люди на профессиональной основе занимающиеся изучением и продвижением народного творчества. Среди них: 
Заведующая лабораторией народной музыки РАМ им. Гнесеных Татьяна Викторовна Кирюшина, организатор Российского фестиваля народной музыки в г. Ростове Светлана Ойнас. 
Бесконечная мудрость народной музыки покорила многих. Казалось, что загадочный и манящий Рожок как в самом начале своей истории зовет и объединяет своей музыкой истинно русских людей. 
В ходе фестиваля участники не только знакомились с творчеством народных коллективов, но и думали о перспективе развития данного направления. Очень серьезно обсуждалась идея создания в Нерехте Центра народной музыки с мастерскими по изготовлению инструментов. Всех заинтересованных приглашаем присоединиться! Будем рады единомышленникам и помощникам!
А между тем фестиваль рожечной музыки "Русский рожок" приглашает присоединиться к празднику русской души! Мы ждем вас  в городе Нерехта Костромской области.

Фестиваль рожечников Нерехту собрал.
Чтоб послушать музыку, пришел и стар, и мал.
На концерт отправилась вся наша семья.
Не осталась дома и бабушка моя.

Детство все в деревне у нее прошло, 
И воды уж много с поры той утекло.
Но зазвучала музыка, и вспомнилося ей
Детство то далекое и ширь родных полей.

Заворожено слушал я музыку рожка.
Видимо, сокрыта в нем сила волшебства.
Чарующие звуки над Нерехтой лились. 
Мысли, чувства добрые в сердце родились.

Хорошо играли молодцы в рожок, 
Становился шире вокруг них кружок..
А когда закончили свою игру они, 
Им люди в пояс кланялись, до самой до земли.

Так вот и живет мой городок родной:
И в труде, и песне – вечно молодой!

Работа победителя 3 конкурса творческих работ 
"Так живет мой город, молодой и древний! 
Дмитриева Ратмира.




Источник: http://www.nerehta.ru/
Категория: Охотничьи духовые инструменты | Добавил: protopop (20.01.2011)
Просмотров: 2345 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Форма входа
Поиск
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz