|
Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
Каталог статей |
|
Правильное положение мундштука
Точное
положение мундштука на губах не установлено никакими правилами. В
принципе идеально было бы прикладывать мундштук точно по центру рта и
прижимать его к обеим губам с одинаковым усилием, но чисто физические
особенности отличающие каждого трубача от всех остальных, делают
достижение идеала практически невозможным. Остается одно: стараться
максимально приблизиться к идеалу. Для достижения максимальных вибраций
губ надо выпятить одинаковые участки обеих губ. Особенно важно это для
центральной части рта, которая входит внутрь чашки мундштука.
Правильное равномерное выпячивание контролируется зрительно - ощущения
здесь могут дать ошибочную информацию Для такого контроля применяется
специальный прибор, позволяющий контролировать апертуру и вибрацию губ.
Упражнения с мундштуком
Упражнения с мундштуком относятся к числу самых полезных и важных для
трубача. При этом работать с мундштуком надо в полную силу, так как
работать и с трубой и мундштуком. Чтобы избежать чрезмерного давления
мундштука на губы, мундштук держат не всей рукой, а только большим и
указательным пальцами ^^^VI и ХVП). Если обучающийся имеет тенденцию
прижимать мундштук с неравномерным усилием, так что усилие на правом
крае чашки мундштука превышает усилие на левом крае или наоборот - надо
при выполнении упражнений держать мундштук в той руке, с какой стороны
давление. Это поможет балансировать разницу. Если давление равномерное,
надо брать мундштук в более слабую руку: правая держит мундштук левой
рукой, левша - правой. Существует целый ряд дефектов техники, которые
затушевываются во время игры на инструменте, но великолепно выявляются
в ходе упражнений с мундштуком. В частности, только «играя» на
мундштуке, можно научиться не «опираться» на трубу при переходе от
одного тона к другому, закрепить навыки правильного дыхания, добиться
стабильной вибрации. Овладеть техникой произнесений управляющих слогов.
На начальном этапе мундштук поможет больше, чем труба.
Неправильная вибрация мундштука проявится в примешивании шипения к
исполняемому тону. Недостаточная вибрация губ дает о себе знать
появлением дополнительного шума, проходящего через мундштук воздуха. В
обоих вышеуказанных случаях погрешность техники осталась бы
незамеченной при упражнении не на мундштуке, а на трубе, т.к. на трубе
громкий, форсированный звук может быть получен без всяких вибраций,
форсирование - весьма вредный прием, оно получается только в форте,
звук получается очень грубый, лишенный всякой гибкости. К сожалению, в
наши дни немало эстрадных и джазовых трубачей прибегают к форсированию,
музыкальный век такого трубача очень недолог.
При упражнениях на мундштуке, когда приходится полностью прогудеть
каждый тон, форсирование невозможно. Надо управлять и следить за тем,
чтобы из мундштука выходил чистый, без примесей звук, для выполнения
этого требования нужна максимальная вибрация губ. Подавляющее
большинство упражнений с мундштуком должно выполняться тих, в
особенности, когда инструмент еще не разогрет. Между тем, существует
всеобщая тенденция играть форте и даже ещё сильнее. Такая тенденция
делает бессмысленными все упражнения с мундштуком в самом начале
обучения, когда обучающий еще не умеет легко извлекать из мундштука
звуки, можно порекомендовать более громкую игру, но при этом надо
больше собрать губы. В процессе овладения звуком громкость надо
постепенно снижать.
Ежедневно весь комплекс упражнений, которые предстоит играть на трубе,
следует предварительно выполнять на мундштуке. В верхнем регистре
рекомендуется играть громко, чтобы избежать чрезмерного напряжения
шейных и окологубных мышц.
На мундштуке надо упражнять все виды артикуляции. При затруднениях в
выполнении того или иного пассажа на инструменте надо отрабатывать
трудное место на мундштуке. Таким образом можно разрешить затруднения с
интонациями и интервалами, когда необходимо добиться стабильной
воздушной струи и максимальной вибрации. Неоценимую роль играет
мундштук и в самоуправлении музыканта.
Автор настоятельно подчеркивает: всякий серьезный музыкант должен
упражняться с мундштуком. Лучше всего переходить к мундштуку после
упражнений гудения. Удобны упражнения с мундштуком и в том случае,
когда из-за соседей нельзя играть на трубе. Всегда имейте мундштук при
себе! Упражняйтесь при всякой возможности!
Степень прижатия мундштука к губам
Здесь, как впрочем и везде, весьма вредны крайности. При слишком
сильном прижатии мундштука получается слабый звук, при другой крайности
он получается слишком высоким. Упражняться для отработки правильного
давления мундштука на губы лучше всего в среднем регистре. Проигрывая
тоны в их последовательности в этом регистре легче всего подобрать
такую степень прижатия мундштука, которая гарантирует наилучшее
качество звука. При переходе в нижний регистр, давлении необходимо
немного ослабить, а при переходе в верхний регистр, нужно увеличить
скорость воздушной струи. Не нужно усиливать давление мундштука на губы
в верхнем регистре.
Чтобы избежать излишнего давления мундштука в верхнем регистре нужно
свободно держать трубу, расслабить мышцы рук, и не упираться мизинцем в
крючок трубы. Когда хочется сильнее прижать мундштук, необходимо больше
воздуха подать в трубу. При излишнем давлении мундштука нельзя создать
хороший амбушюр.
Движения губ
Любое движение губ во время игры нарушает их вибрацию, а при разных
движениях вибрация вообще прекращается. Надо помнить, что одним
движением губ вообще нельзя добиться никаких модуляций играемой фразы -
это приведет только к изменению звуков, а тоны останутся прежними.
Только движение языка меняет высоту звука. Если и приходится изменять
положение губ, то это делается только одновременно с изменением
положения языка и играет вспомогательную роль. Обратите внимание на то,
что лучшие профессиональные трубачи очень редко меняют положение губ во
время игры. Задняя часть языка -вот какой орган больше всего отвечает
за изменение высоты звука. Тренировка движения языка основана на
произведении двух типов слогов: «ту-о-о» и «ту-э-э». При правильной
подаче воздуха, правильных движениях языком, основанных на произнесении
указанных слогов, вибрация губ будет свободной.
Упражнения, рекомендуемые для развития амбушюра
1. Долгие тоны в среднем и нижнем регистрах .
2. Интервалы (связно) в среднем и нижнем регистрах.
3. Отработать долгие тоны на мундштуке (мягко)
4. Отработать диатонический и хроматический рад на мундштуке (мягко).
5. Отработать интервалы на мундштуке связно и тихо
6. Отработать кратные тоны на мундштуке (во всех объемах)
7. Повторить все упражнения во всех динамиках на мундштуке и потом на инструменте.
8. Упражнения на скорость подачи воздуха и движения языка (однократные, двукратные, если можно и трехкратные).
9. Выполнить этюды для развития гибкости
|
Категория: Виды духовых инструментов | Добавил: protopop (26.04.2010)
|
Просмотров: 2870
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|