В наше время любому человеку среднего достатка по карману
пойти в музыкальный магазин и приобрести там новый или подержанный мундштук,
тем более, что нет необходимости делать это так уж часто. Подходящий
музыкальный инструмент купить куда дороже и сложнее. Но не всегда находящийся в
комплекте вашего инструмента мундштук окажется вам, что называется, по губам.
Поэтому так важно иметь хотя бы элементарные сведения о разнице в размерах и
форме полей мундштука, глубине его чашки. Но сперва давайте определимся с тем,
что для узкомензурных инструментов берется мундштук с узкой ножкой, а для
широкомензурных с широкой, что вполне естественно. Бывают и специальные
адаптеры для того, чтобы мундштук с узкой ножкой можно было использовать на
широкомензурных инструментах, но все же лучше обходиться без них, изначально
выбирая правильную ножку, тем более, что мундштук с широкой ножкой все-равно
нельзя будет применять на узкомензурных инструментах. Я знал некоторых
музыкантов, которые считали, что сточив широкую ножку до размеров узкой, они
добиваются положительных результатов, но не думаю, что это вполне соответствует
фирменному качеству и вообще имеет смысл. Итак, что же такое подходящий
мундштук:
Амбушюр у каждого исполнителя свой, это несомненно также как и то, что
индивидуальны строение челюстей и лицевых мышц, толщина губ. В связи с этим
очень важно понимать, что даже самая распространенная модель мундштука вовсе не
обязательно будет одинаково хороша для всех без исключения. Впрочем, начинать
лучше всего на том мундштуке, который вам посоветует педагог, а уже в
дальнейшем руководствоваться собственными ощущениями, но все-равно не забывая
при этом советоваться с педагогом или другим опытным человеком, который может
помочь вам при выборе мундштука. Фирм выпускающих мундштуки для медных духовых
инструментов очень много, но все модели мундштуков так или иначе отвечают
основным параметрам. Таким образом модели мундштуков в первую очередь
различаются по размеру, форме полей и глубине чашки.
Пожалуй, самым важным моментом является правильный выбор размера мундштука, а
точнее, его полей. Несомненно, для начинающего сперва имеет смысл выбирать
средний размер, если это не противоречит строению его исполнительского
аппарата. В дальнейшем размер мундштука меняется в ту или иную сторону по мере
развития амбушюра и в зависимости от его индивидуальных особенностей.
В принципе, мундштуки маленьких размеров как правило рассчитаны на
использование в основном в верхнем регистре или на специфических инструментах,
соответствующих определенным музыкальным эпохам и направлениям. Большие же
мундштуки - напротив, обычно применяются в нижнем регистре или на некоторых
характерных разновидностях инструментов, игра на которых предполагается в
конкретном музыкальном приоизведении или стиле.
Есть и такой параметр, как толщина полей и их округлость. Так, широкие поля
несколько увеличивают выдержку амбушюра, но немного снижают его гибкость, тогда
как узкие наоборот улучшают гибкость губ и владение крайними регистрами.
Округлые поля создают комфортные ощущения при игре, но не дают такой яркости и
отчетливости артикуляции, как более резкие поля, которые в свою очередь
зачастую негативно сказываются на выносливости амбушюра, но зато
способствуют четкому звукоизвелечению.
Мелкая чашка мундштука улучшает выдержку и обеспечивает большую яркость звука и
хорошую сфокусированность в верхнем регистре, тогда как глубокая придает звуку
больший объем и помогает при необходимости усилить нижний регистр, но может
негативно сказаться на выносливости губ при их недостаточной натренированности
и привести к более тусклому звучанию в верхнем регистре. Разумеется, если у
исполнителя от природы очень яркий или даже узковатый, немного резкий звук, ему
не следует ориентироваться на мундштук с мелкой чашкой. Тогда как обладателю
слишком темного, матового, как бы толстокожего, несколько блеклого звука не
надо играть на черезчур глубоком мундштуке. Необходимо учитывать и то,
специализируется ли исполнитель на том или ином инструменте в большей степени
на игре в верхнем или наоборот в нижнем регистре, т.к. от этого тоже будет
зависеть правильный выбор мундштука.
Некоторые фирмы выпускают мундштуки со специально утяжеленными наружными
стенками чашки, как бы более удлинненными, считается, что при этом звук
приобретает больший объем и мощность, что и вправду часто бывает необходимо в
оркестровой игре. А бывают даже специальные утяжеляющие насадки на мундштук.
Мне это представляется всего лишь рекламным трюком, но, вполне возможно, что я
немного ошибаюсь...
Многие компании производят мундштуки со сменными полями, чашками и ножками,
своего рода мундштуки-трансформеры. Делается это для того, чтобы можно было по
мере необходимости, не меняя сам мундштук, изменять при этом его параметры, но
на мой взгляд и это тоже из области развития рекламных технологий, т.к. у
любого профессионала в арсенале все-равно всегда имеется несколько мундштуков
"на все случаи жизни". Думаю, что также не имеет смысла придавать
слишком уж большое значение так популярным в наше время "именным"
мундштукам, которые выпускаются некоторыми компаниями в содружестве со многими
всемирно известными исполнителями. Я не хочу сказать, что это плохие модели
мундштуков, а просто еще раз напоминаю, что амбушюры у всех разные, и не надо
слепо доверять рекламе, пополняя тем самым и без того внушительные банковские
счета этих и так очень уважаемых джентельменов, а в первую очередь опираться
при выборе мундштука на свои личные ощущения и на здравый смысл.
Большинство мундштуков выпускаются посеребренными, но встречаются и
позолоченные, кроме того производятся мундштуки со съемными полями из пластика,
а также бывают и полностью пластмассовые мундштуки для тех исполнителей, которые
по роду своей деятельности вынуждены играть на открытом воздухе в холодное
время года или просто по тем или иным причинам не могут пользоваться обычными
мундштуками (у них возникают различные аллергические реакции на коже и т.п.).
Выпускаются мундштуки из прозрачного материала (или одни только поля с
держателем) для занятий перед зеркалом.
Обозначения размера, параметров полей и глубины чашки у разных производителей
мундштуков довольно сильно отличаются друг от друга, поэтому необходимо
пользоваться специальными каталогами этих фирм, где обычно дается подробное
описание каждой модели мундштука. Существуют также сравнительные таблицы
мундштуков разных марок.
В заключение хочу привести авторитетное мнение такого весьма известного
тромбониста, педагога и по совместительству производителя мундштуков, как Денис
Уик ( не воспринимайте, как рекламу, лично я уже много лет играю на
ямаховских мундштуках, просто потому что они мне когда-то понравились):
"Часто неопытные исполнители на медных духовых инструментах используют
необоснованно маленькие мундштуки, так как не знают, что большие мундштуки
вовсе не делают исполнение высоких нот более проблематичным. Хотя, определеные
усилия в течение первых нескольких недель после перехода на больший размер
мундштука и необходимы, всегда старайтесь использовать самый большой мундштук,
какой только можете, и при некотором усердии, вы со временем обнаружите, что
ваш диапазон увеличился в обоих направлениях, а также, что вам стало проще
играть громче или тише при более красивом звуке и более гибком амбушюре, чем
раньше, и кроме того с большей легкостью доносить до слушателя истинный
характер вашего инструмента - благородство и величественность валторны, трубы,
тромбона или тубы, а также певучесть и лиричность корнета, флюгельгорна, тенора
или баритона."